Мета: підбити підсумки вивченняроману «Дон Кіхот»; ознайомитиз поняттями «вічного образу» умистецтві; вчити працювати зуривками критичних статей;розвивати логічне мислення;виховувати активну життєвупозицію, милосердя. Кожна людина є трішки Дон Кіхотом... В. Г. Бєлінський
ХІД УРОКУ I. Мотивація навчальної діяльності Читання мініатюри Ф. Крівіна «Щит і сміх» «Дон Кихот — это поднятый на смех Иисус Христос, которому нет места внизу, на среднежитейском уровне. То его поднимают на щит, то поднимают на смех, в те редкие удачные времена, когда не поднимают на Голгофу…» Чи погоджуєтесь ви із Ф. Крівіним? Як можна пояснити порівняння Дон Кіхота з Ісусом Христом?
ІІ. Узагальнення й систематизація вивченого 1. Робота з літературознавчими термінами Образ Дон Кіхота прийнято називати вічним образом, як, наприклад, образи Прометея, Гамлета, Фауста, Дон Жуана. Що ж таке вічний образ? Вічним називають такий образ, в якому з надзвичайною глибиною узагальнення відображено вічні риси людської природи, що визначають характерні почуття, думки, пошуки, конфлікти, які постійно повторюються в історії людства. Образи, що виникли на міфологічній основі чи створені на конкретному історичному й національному ґрунті, виходять за межі своєї епохи і стають засобом філософського осмислення буття. Вічні образи — Прометей, Гамлет, Дон Жуан, Дон Кіхот, Фауст. Кожен із них уособлює певний комплекс вічних людських властивостей. Зберігаючи своє історичне значення, вічні образи набувають і значення загальнолюдської категорії.
2. Знайомство з цитатами великих читачів «Дон Кіхота» «Обери цитату» Учні обирають цитату і пояснюють думку її автора в класі. В. Г. Бєлінський: «Каждый человек есть немножко Дон Кихот; но более всего бывают Дон Кихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже сильною волею и с умом, но без рассудка и такта действительности». І. С. Тургенєв: «Что выражает собой Дон Кихот? — Веру, прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину. Дон Кихот весь проникнут преданностью идеалу, для которого он готов подвергаться всем возможным лишениям, жертвовать жизнью. Самую жизнь он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины и справедливости на земле. Жить для себя, заботиться о себе Дон Кихот счёл бы постыдным. Он весь живёт (если можно так выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для противодействия враждебным человечеству силам — волшебникам, то есть притеснителям». Ф. М. Достоєвський: «Самый фантастический из людей, до помешательства уверовавший в самую фантастическую мечту, какую лишь можно вообразить, вдруг впадает в сомнение и недоумение...» Мігель де Унамуно: «Этот Герой — сын милосердных своих дел, вдохновляемый бессмертной своей любовью ко всему человечеству и, прежде всего, к тому, кто рядом. Рыцарь, чьё слово никогда не расходится с делом, а самое главное, он всегда действует и не боится показаться смешным в своей борьбе за справедливость, в стремлении сделать мир лучше. Он гонит прочь страх, чтобы тот не мешал ему правильно видеть и слышать. И если видит он великанов, то это именно великаны, а никакие не мельницы».
Т. Манн: «Конечно, Дон Кихот безрассуден, увлечение рыцарскими романами сделало его таким; но этот являющийся анахронизмом конёк в то же время служит источником такого подлинного благородства, чистоты, такого изящества, такого внушающего искреннюю симпатию и глубокое уважение достоинства всего его облика, и физического, и духовного, что к смеху, вызываемому его «печальной», его гротескной фигурой, неизменно примешиваются удивление и почтение, и каждый, кто встречается с ним, ощущает, недоумевая, искреннее влечение к жалкому и вместе с тем величественному, в одном пункте свихнувшемуся, но во всём остальном безупречному дворянину».
3. Робота в групах Відбиття образу Дон Кіхота в образотворчому мистецтві. Роман Сервантеса ілюстрували багато художників. Відомі малюнки французького художника Гюстава Доре до роману: їх більше трьохсот. Ілюстрували роман Кукринікси, С. Бродський та інші. А іспанець Х. Пранда проілюстрував кожну фразу роману, він працював над «Дон Кіхотом» понад 40 років.Кожний художник, як і кожний читач, бачить літературного героя по-своєму. Завдання групам 1–4: 1. Розглянути ілюстрації (див. завдання-ілюстрації для груп на наступній сторінці). 2. Пояснити, які риси героя хотів підкреслити художник. 3. Висловити своє враження від ілюстрації. III. Підсумки уроку Завдяки головному героєві роману Сервантеса у культурі з’явилося таке явище, як «донкіхотство». «...если положить на весы стремление Дон Кихота приносить людям пользу, делать добро — и нелепость его поступков, реальный вред, который он приносит окружающим, то перевешивает и перевесило — это доказали десятки миллионов читателей — первое. Сервантесоведы со знанием дела доказывают, что писатель не собирался создавать такой образ, который составил основу «высокой» линии донкихотства. Однако их попытки убедить читателей придерживаться в этом вопросе объективной истины, пожалуй что, обречены на провал. Эти попытки — не что иное, как донкихотство, в ином, впрочем, оттенке своего значения. Человечеству был необходим миф о Дон Кихоте, необходим был образ, призванный нести в духовной культуре именно эту функцию, и он будет нести эту функцию, ибо из всех великих мировых образов именно Дон Кихот наиболее для неёподходит…» (В. Е. Багно) IV. Домашнє завдання Підготуватися до написання листа Дон Кіхоту.
| |
Схожі матеріали: |
Всього коментарів: 0 | |